Региональный этап Рождественских чтений в Московском Благочинии

23 ноября 2016 года в здании Чесменского дворца был проведен региональный этап Рождественских чтений в Московском благочинии «1917-2017: итоги столетия. Перспективы духовного созидания в Санкт-Петербурге». В этом мероприятии приняли участие учителя школ Московского района Санкт-Петербурга, представители духовенства и администрации.
01

В начале заседания с приветственным словом к участникам конференции обратился благочинный, настоятель Чесменской церкви протоиерей Алексий Крылов. Упомянув об истории Чесменского дворца, он подчеркнул, что прошедшее столетие было общим испытанием для всех слоев общества нашей страны. Но при этом до сих пор болезненные темы Революции, Гражданской войны и последующих событий не получили достойного обсуждения. Невозможно воспринимать историю как чередование «черных» и «белых» событий, как примеры абсолютного зла и добра. Поэтому необходимо проводить встречи, устраивать богословские и исторические дискуссии на постоянной основе, чтобы уроки трагических событий ушедшего века не были забыты.
02

Заседание было продолжено выступлением советника главы администрации Московского района Бориса Геннадьевича Матвеенко «Перспектива сотрудничества Церкви и власти в созидании новой России». Борис Геннадьевич подчеркнул, что 1917 стал не только годом двух революций, но и начала работы Поместного Собора и восстановления Патриаршества. Начавшиеся в это время деструктивные процессы подкосили одну из основ существования страны, которой была Русская Православная Церковь, но они же дали ей силы пережить кризис и вплоть до настоящего времени продолжать играть государственно-образующую роль в современной истории. Православие, как хранитель традиций и опыта поколений, призвано воспитывать юношество, склонное к определенным нигилистическим и максималистским учениям современности. Тем не менее, задачи воспитания подрастающего поколения не могут быть решены без тесного сотрудничества и участия всего общества и государства.
Продолжил речь Сергей Владимирович Чернявский, директор Российского государственного исторического архива. Согласившись с предыдущим докладчиком, он подчеркнул, что неправильно делить страну на «красных» и «белых», важно то, предан ли человек России или готов ее предать. По его мнению, подчеркивая особую роль Церкви в истории страны, нельзя забывать и другие конфессии, издревле существующие на землях нашего отечества. Именно опыт накопленный страной на многие века мирного сосуществования людей различных мировоззрений особенно востребован сегодня.
03

В ходе чтений был заслушан доклад Алексея Львовича Беглова, автора учебника «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов, старшего научного сотрудника Института Всеобщей Истории РАН, «Русская Православная Церковь 1917-2017: опыт созидания соборности». Выступление началось с рассказа о кризисе духовенства, предпосылки которого начали складываться за 15-20 лет до 1917 года. Одной из проблем стала сословность и своего рода «отрицательный отбор» в русском духовенстве синодальной эпохи.
Они привели к многочисленным конфликтам между Синодом и Временным правительством, священниками и епископами в епархиях, младших клириков и священников на приходах, отдалению и даже бунту прихожан против духовенства. Предстояла задача превратить «церковную революцию» в «каноническую реставрацию» с которой отчасти справился Поместный Собор 1917-1918 годов. Особый интерес у слушателей вызвала демонстрация неизвестных до настоящего времени широкой публике фотографий Поместного Собора.
Его разработки, тем не менее, были сметены «политической религией» и проводимой советской властью насильственной секуляризацией. Первым шагом к этому стал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в некоторых положениях текстуально противоположного предложенному Собором проекту сотрудничества Церкви и правительства. Следующими этапами стали провокационная по своей сути кампания по национализации церковных ценностей, «раскулачивание» и коллективизация, а так же большой террор 30-х годов.
Церковь сумела выжить, частично она ушла в подполье, а частично оказалась приспособленной к нуждам советского государства. С началом второй половины XX века Россия, как и весь мир, вступила в эпоху десекуляризации, сняв вопрос о борьбе с религией на обозримое будущее.
04

Воскобоева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы школы №508 представила доклад «Уроки петербургских святых (из опыта участия в конкурсе “Уроки служения Отечеству”)». Выступление представляло собой презентацию проекта, представленного на конкурс «Уроки служения Отечеству». Елена Владимировна поделилась с другими учителями своими методическими разработками, знакомившими учеников с опытом христианской жизни на примерах святых врачей.
Демидова Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания лицея №373, в своем докладе «Д.С. Лихачев: о России с любовью», сумела продемонстрировать опыт рассказа о Революции 1917 года (в рамках курса «История России») на примере жизни замечательного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева. Этот опыт, по мнению Ирины Васильевны, может быть активно использован и в XXI веке для воспитания подрастающего поколения на примерах поступков великих людей в кризисные моменты жизни страны.
Последнее выступление иерея Германа Каптена, директора ЦДКиО Московского благочиния и священника Чесменской церкви «Кесарево или Божие? Духовенство в русских войнах XX столетия» было посвящено очень спорному вопросу участия священников в вооруженных конфликтах. Автор доклада подчеркнул, что в Российской империи с конца XVIII века духовенство не только выполняло свои пастырские обязанности среди военных, но и принимало порой самое активное участие в поддержании их духа на поле боя. Эпизодические случаи замены полковыми священниками павших офицеров в XX веке заменяются четким регламентом Синода 1915 года, предписывающим капелланам конкретные формы помощи войскам. Примечательно, что даже после Революции и двадцати лет полного запрещения участия духовенства в жизни армии во времена такого тяжелого испытания для страны как Великая Отечественная произошло частичное возвращение к некоторым традиционным способам участия священнослужителей в войнах.
05

После докладов участники конференции продолжили беседу в неформальной обстановке.