Время малых географических открытий

01
Школьники – участники семинара “Исследователь природы”

Школьники учатся заботиться о Родине, изучая законы природы.

20 февраля в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге подвели итоги годового семинара, в котором приняли участие более 150 школьников и педагогов Волосовского, Гатчинского, Кировского, Киришского, Ломоносовского, Лужского, Подпорожского и Тосненского районов области. Петербургские школы 167, 594 и 540 также отправили своих воспитанников для участия в конференции. Организаторами мероприятия выступила «Балтийская экологическая экспедиция» при поддержке Ленинградского областного отделения и Детского научно-просветительского центра Санкт-Петербургского городского отделения Русского географического общества.
Проект дистанционного экологического просвещения «Исследователь природы» создан в 2012 году «Балтийской экологической экспедицией» при поддержке Некоммерческого партнерства «Координационный  центр развития экологического образования в Ленинградской области» и содействии прихода церкви Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменской). К 2012 году к проекту подключились инициативные группы  – около 20 школ Ленинградской области и Санкт-Петербурга, а также волонтеры и студенты Университета аэрокосмического приборостроения.
03
Владимир Смольников, руководитель «Балтийской экспедиции», сообщил, что в течение года в работе семинара приняли участие порядка 400 школьников из различных сельских школ региона. В итоговой конференции 80 ребят представили свои письменные доклады, 4 из которых прозвучали на пленарном заседании. 80 учеников рассказывали о своих проектах в ходе стендовой сессии.
Тематика исследований разнообразна: это работы по географии, гидрологии, биологии и социокультурной сфере.
04
На торжественном открытии  мероприятия Вице-президент Русского географического общества Кирилл Чистяков рассказал, что работа со школьниками всегда была одним из приоритетных направлений в работе РГО. Так, практически сразу после Великой Отечественной войны  в стенах Общества начали проводить географические олимпиады для школьников. Сам будущий Вице-президент начал заниматься наукой, будучи постоянным участником  молодежного клуба «Планета», который существовал при Центральном лектории имени Ю.М. Шокальского.
«Сегодня Русское географическое общество придает большое значение работе с молодежью. Вы – надежда всех нас, и это подчеркивается с самых высоких трибун. Так, на прошедшем в апреле 2013 года Попечительском Совете РГО его Председатель Владимир Путин говорил о необходимости создания молодежного движения РГО, которое бы объединило «всех неравнодушных, активных, молодых людей вокруг действительно полезных и содержательных инициатив, предоставив им площадку для самореализации», – процитировал слова Президента России К. Чистяков.
05
Прошедший семинар продемонстрировал, сколько инициативных, талантливых и образованных молодых граждан растут на территории региона. Представленные проекты тому свидетельство. Это и восстановление заброшенного родника в Каложицах, что в Волосовском районе, где ребята взяли шефство над возрождающимся источником, и создание живого гербария побережья Финского залива учениками школы № 2 из Соснового бора, или  удивительный дендрарий, достойный любого дворцово-паркового ансамбля Петербурга, выращенный педагогами и учениками Сельцовской средней общеобразовательной школы Волосовского района.
10
К презентации своих исследований ребята подошли основательно, используя современные информационные технологии. Стоит отметить, что методические рекомендации, разрабатываемые руководством «Балтийской экспедиции», направлены не только на расширение экологического кругозора школьников и формирование картины мира с учетом знаний, полученных учениками в ходе работы над заданиями проекта. Для организаторов семинара имеет также значение и то, чтобы школьники учились правильно и наглядно оформлять  результаты своей исследовательской работы, что было продемонстрировано в ходе презентаций проектов.
07
Так, после научного доклада восьмиклассника Сельцовской школы Романа Кочерыгина, изучавшего свойства снега в окрестностях своего поселка, модератор семинара Владимир Смольников  заметил, что научные данные, выводы и рекомендации, приведенные в работе, свидетельствуют о том, что  исследователь – потенциальный сотрудник областного Комитета по природным ресурсам. С чем присутствовавший на семинаре заместитель председателя Комитета Константин Остриков охотно согласился.
06
Конечно, такие блестящие работы не могли бы состояться без педагогов, которые отдают свои силы и энтузиазм этому замечательному начинанию. «Ощущение, что на этом проекте мы встречаемся с умнейшими, добрейшими учителями не оставляет нас надолго. Мы очень рады видеть действительно цвет учительства: детям, которые учатся у таких учителей, очень сильно повезло», – отзываются о педагогах организаторы семинара.
08
Но самый главный (как теперь принято говорить)  месседж проекта «Исследователь природы» – желание сформировать целостное  представление  о мире, привить  через познание любовь и заботу о родной земле.
09
Представленные доклады, умные и искренние работы, замечательные выступления являются тому подтверждением. Настоятель церкви Рождества Св. Иоанна Предтечи (Чесменской) протоиерей Алексей Крылов, являющийся также председателем правления «Балтийской экологической экспедиции», сказал: «Для малых географических открытий не требуется 100 смельчаков, совершающих безумные подвиги,  необходимо 100 заботливых учеников, изучающих свою малую родину и заботящихся о ней».
1411
Текст и фото: Татьяна Николаева