Поездка в Андреевский скит 20.05.2014

Андреевский скит Александро-Невской лавры расположен всего в десятке километров от Петербурга, во Всеволожском районе близ деревни Коркино, на Агафоновом лугу. Существует предание, что две тысячи лет назад именно здесь останавливался святой апостол Андрей Первозванный.

Главная церковь скита – храм святых Зосимы и Савватия Соловецких. По обе стороны от нее в традициях северного деревянного зодчества стоят храм святой Евгении, трапезная с кухней и колокольней, братский корпус, дом привратника, архиерейский дом.

На Агафоновом лугу стоит огромный валун, когда-то он был пяти метров в длину и двух в высоту, с четко отпечатавшимся следом подковы (считается. что след оставил конь Андрея Первозванного). Во времена гонений на Церковь храм в Колтушах взорвали, и верующие, установив около камня крест, стали молиться на этом месте. Тогда богоборческие власти решили уничтожить валун. Камень раскололи на три части, две из них увезли неизвестно куда, а третья осталась на лугу.

Когда уже образовался Андреевский скит, монахи столкнулись с обратной стороной почитания святыни: обнаружились люди, которые предпочитали «полежать» на «камне желаний» вместо Литургии в храме, пришлось поставить рядом с валуном табличку с разъяснением, что поклонение камням вместо Бога – неоязычество…

В годы Великой Отечественной войны через луг десятками тысяч шли солдаты, чтобы героически умереть на легендарном Невском пятачке. Имена не менее 250 000 павших написаны на этой трагической странице нашей истории, а скромный проселочный путь получил название «Дороги смерти».

Сегодня о подвиге воинов напоминает большой поклонный крест из дерева и металла, с укрепленным на нем терновым венцом, символом страданий Христа за род человеческий, – и двумя поржавевшими солдатскими касками у подножия.

Основателем обители является Владимир Михайлович Елгин. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было решено установить на Агафоновом лугу поклонный крест. Владимир Михайлович оформил на себя землю как крестьянское хозяйство и вместе с сыном и группой энтузиастов начал оборудовать территорию. 5 июня 1996 года на Агафоновом лугу был установлен и освящен первый- деревянный – поклонный крест. К этому времни Владимир Елагин был принят послушником в число братии Александро-Невской лавры, и поселился на прямо поле в вагончике. Свеча и буржуйка были единственными удобствами этой подвижнеческой жизни.

Андреевский – первый – скит был образован 1 августа 1998 года распоряжением наместника Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко). Через два года построили часовню, и Владимир Михайлович Елагин принял монашеский постриг с именем Серафим – в честь святого преподобного Серафима Саровского. В 2003 году по благословению митрополита Владимира (Котлярова) часовню преобразовали в церковь праведных Зосимы и Савватия Соловецких, и с тех пор на территории скита начались регулярные богослужения.

Отец Серафим отошел ко Господу 16 января 2012 года.

Современный скит – это уже не лачуга или землянка посреди леса . В скиту есть склад для продуктов, душевая, сауна, прачечная. Есть в скиту баня и эстакада: скит имеет свою машину, хоть и нет постоянного водителя. На кухне есть профессиональная техника: холодильник, морозильная камера, посудомоечная машина, хлебопечка. Нет в скиту только питьевой воды. В колодцах вода торфяная с большим содержанием железа, за питьевой приходится ездить в соседнюю деревню.

В сарайчике кудахчут куры-несушки, по лугу разгуливают два гуся. Есть в скиту и красивые китайские куры, и цесарки. Игумен мечтает завести в скиту павлинов.

Жизнь обустраивается максимально удобно, чтобы не мешать главному – богослужению и усиленной молитве.

В Андреевском скиту два священника, совершается полный круг богослужений: в 7 утра – утреня, в 18 – -вечерня и повечерие, в 22 – полунощное бдение , по субботам, воскресениям и праздничным дням – Божественная литургия. В перерывах между службами на 2,6 гектарах земли полно послушаний: и по хозяйству и по строительству. При этом устав жизни строже, чем в монастыре: не поощряются праздные и громкие разговоры, общие трапезы для прихожан благословлены только несколько раз в год: на престольный праздник, Рождество и Пасху…

В глубине скита заметен еще один забор. Это строится пустынька, в которой подвизается схиигумен Варнава, второй из постоянно живущих в скиту иеромонахов. Вход в пустыньку женщинам будет закрыт.

Прихожане из клуба Чесменских бабушек посетили Андреевский скит, помолились в храме Зосимы и Савватия Соловецких, познакомились с жизнью монахов.