Районный этап XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»

20 ноября 2024 года в Чесменском дворце, в помещениях Центра Духовной Культуры и Образования Московского благочиннического округа, состоялся районный этап XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений: «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

В работе конференции приняли участие благочинный Московского округа протоиерей Алексий Крылов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Алексеевич Макаров, сотрудники образовательных организаций Санкт-Петербурга и Москвы, клирики Московского района и прихожане Чесменской церкви.

В начале конференции прозвучало приветственное слово протоиерея  Алексея Крылова, в котором он коснулся значимости Победы как объединяющей идеи русского народа. При всей своей разрушительности войны могут принести немалую пользу для воспитания народного самосознания и способствуют сохранению его уникального культурного образа. Участие России в Великой Отечественной войне до сих пор является одним из важнейших факторов, объединяющих нашу страну и поэтому все общество должно бережно беречь память о ней для сохранения национальной идентичности в современном мире.

Алексей Алексеевич Макаров, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, также приветствовал участников конференции и подчеркнул важность сохранения исторической памяти для преемственности поколений. Особую важность это имеет в нашем городе, сыгравшем значительную роль в событиях военных лет.

Пленарную часть конференции открыла Елена Витальевна Лезик, директор государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, «Музей обороны и блокады Ленинграда – свидетель эпохи и храм памяти», в котором сообщила о деятельности Музея и его задачах по сохранению памяти и воспитания подрастающего поколения. Елена Витальевна подчеркнула, что в современном мире необходимо находить общий язык со всеми категориями посетителей. Поэтому сотрудники музея постоянно ищут новые формы подачи заботливо собранного научным отделом материала, чтобы сделать его более доступным.

Оставаясь по преимуществу «музеем вещей», они активно расширяют современные формы представления истории, используя цифровые технологии. Впрочем, не забыта важность и личностного общения, так учителя и воспитанники школ активно привлекаются для проведения ученических экскурсий, общественных мероприятий и прочего. Закончила свое выступление Елена Витальевна призывом к присутствующим работникам образования присоединяться сотрудникам музея в многочисленных проектах или создавать свои на его базе.

Далее слово взял Сергей Владимирович Чернявский, председатель научного совета РГИА, с докладом «Как Европа помогала Гитлеру», в котором подчеркнул, что крупные войны с Европой происходят в истории России с печальной регулярностью. Великая Отечественная война стоит в ряду с многими конфликтами, в которых против нашей страны выступала практически вся Европа. Практически одна пятая всех войск, перешедших границу СССР не были уроженцами Германии. Более 21 национальных дивизий СС из 15 стран Европы принимали участия в боях на фронте.

Немаловажную помощь Вермахту оказали производственные мощности центральной и западной Европы, удвоив продуктивность немецких заводов и утроив производительность сельского хозяйства. Поэтому необходимо хранить память о подвигах народа и воодушевляться победами русского оружия как прошлого, так и настоящего.

Третий доклад иерея Германа Каптена был посвящен появлению и развитию концепта священной войны и его правомочности использования в XX веке. По его мнению, мотивы священной войны стали активно использоваться с 1480 года, когда Московское княжество освобождалось от ордынской зависимости и пыталось по-новому осмыслить свое место в мире. Если Москва стала считать себя «Третьим Римом» – единственным самостоятельным православным государством мира, то и его защита становится религиозным подвигом православного народа и каждого искренне верующего воина.

Подобный подход за почти пятьсот лет вошел в национальную культуру, поэтому не следует удивляться, что в XX веке, как и много раз ранее серьезная война, грозившая уничтожением и утратой всего для народа, стала восприниматься им как священная, несмотря на официально утверждаемый атеизм. Более того, сама политика СССР с 30-х годов стала более благожелательно относиться к наследию  предыдущих веков нашей страны и поворот к традиции оказался вполне ожидаем. Более того, пока Россия сохраняет свое культурное лицо, мотивы священной войны будут всегда поддерживать народ в периоды серьезных угроз и испытаний.

Далее прозвучал доклад Елены Владимировны Андрюшиной, учителя истории и обществознания Экономического лицея №373 «Формирование исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны на уроках истории и во внеурочной деятельности». Историческая память, по мысли Елены Владимировны, является основой гуманитарного образования и воспитания личности. От педагога требуется учесть специфику современного молодого человека, дать ему возможность высказаться и проявить себя. Для этого вполне можно включать в уроки элементы дискуссионности, проводить мини-конференции и прочее. Елена Владимировна поделилась своим опытом организации таких занятий, что было тепло и с понимаем встречено участниками конференции, которые имеют и собственные подобные наработки.

Заседание продолжилось выступлением Ольги Ивановны Чернышевой, педагога дополнительного образования ДД(Ю)Т Московского района «Сохранение памяти о Великой Отечественной войне средствами дополнительного образования школьников». Ольга Ивановна рассказала о своем опыте преподавании истории учащимся разного возраста. Используя методы квеста, образовательных путешествий, привлекая богатый краеведческий материал, учитель может дать своим слушателям возможность лучше понять историю как всей страны, так и своей Малой Родины.

Ольга Ивановна Лукомская, руководитель музея «Осталась в памяти война» имени М.С. Ибрагимова, действующий при школе №496, продолжила конференцию с докладом «О проекте «Побеждая забвение»», в котором рассказала о своем проекте, который демонстрирует подрастающему поколению работу движения поисковиков. Соприкосновение учеников с реальными историческими памятниками и знакомство с конкретными людьми, такими как М.С. Ибрагимов, сражавшийся на Ленинградском фронте, помогает им лучше понять историю и способствует их нравственному воспитанию.

Татьяна Владимировна Гапонова, учитель русского языка и литературы школы № 376, выступила с докладом «Роль родителей в гражданско-патриотическом воспитании ребёнка». По мнению Татьяны Владимировны проблема воспитательной работы с учениками связана с далеко не самым благожелательным отношением родителей как к предмету, так и к ведущему его учителю. Однако существует и положительный опыт, когда ученику дают задание взять интервью у старшего поколения и представить его в качестве доклада перед одноклассниками, а потом доработать его для печатного издания. Именно в ходе реализации таких проектов подрастающее поколение узнает историю своей семьи, которая оставалась скрытой под толщей повседневной рутины, и лучше понимает свою включенность в жизнь города и всей страны.

После этого с докладом «Использование краеведческого потенциала в гражданско-патриотическом воспитании», выступила Мария Павловна Абанькина, учитель истории и обществознания школы № 496. Мария Павловна подчеркнула, что современная школа сталкивается с большими проблемами, когда у подрастающего поколения стираются целые пласты знаний об истории Отечества. Однако привлечение самих учащихся для проведения экскурсий и уроков помогают преодолеть барьер между учеником, учителем и историей. Грамотно используя творческий потенциал воспитанника, педагог может в удобной для восприятия форме познакомить класс с принципиально важными страницами истории страны и заинтересовать учащихся в самостоятельном изучении прошлого.

Конференция завершилась свободной дискуссией, модераторами которой выступили иерей Герман Каптен, и Петрова Светлана Геннадьевна, методист ИМЦ Московского района и учитель истории и обществознания лицея №373, перешедшей потом и в неформальное общение.