Сегодня, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, в нашем приходе была отслужена Божественная литургия, а накануне всенощное бдение.
В конце богослужения была отслужена заупокойная лития по погибшим в годы Великой Отечественной войны.
После этого отец Павел обратился к молящимся с проповедью.
«Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем память всех святых, в земле Русской просиявших. Это наши национальные святые – от времени Крещения Руси (и чуть ранее) и до наших дней: благоверные князья, святители, преподобные, юродивые, праведные. В XX веке список имен святых значительно умножился благодаря новомученикам и исповедникам.
«Святой», «святость» – наиболее часто употребляемые слова в Церкви.
Если задуматься, что вообще такое святость? Есть Божия святость, есть ангельская, а есть святость человеческая.
В отношении Бога святость – это по сути констатация того факта, что Господь есть Дух высочайший, разумный, личностный. Святость Им не достигается, поскольку Он Сам и есть Святость. Это одно из имен Божиих.
Ангельские силы святы, но их святость – через возвещение и исполнение воли Божией.
А вот человек земной святости должен достигать.
Святой – это не тот, кто творит чудеса (хотя многим из них дано это делать), и не тот, кто исполнил все заповеди Божии, и не тот, кто любит всех ближних как самого себя. Святой – это не тот, кто все время в молитве? И даже не тот, кто совсем не грешил – таких среди людей нет. А кто же?
Святой тот, кто понимал, что без Бога он ничто. Именно это объединяет всех святых. Главная их добродетель – смирение, как противопоставление гордыни, корню всех грехов.
Все свои земные интересы они ставили на второе место.
Можно сказать, что диапазон у святости широкий. Апостол Павел в своих посланиях и обычных христиан называет святыми. Это же мы слышим в возгласе «Святая святым!» Он относится и к нам, прихожанам храма. Как высоко Церковь ставит всех нас. Да, все мы призваны к святости, и, раз уж мы пришли в храм, то, наверное, надеемся на Бога и понимаем, что без Него мы слабы и ущербны.
«А почему нельзя просто обращаться к Господу, зачем обращаться и к святым?» – спрашивают некоторые. Можно провести такую аналогию: в разных нуждах – один святой особенно преуспел в одном, другой – в ином. Очень сложно молиться абстрактно. Человеку удобнее иметь конкретный пример, опору в лице того, кто близок нам по человеческому опыту.
Вспоминая память всех русских святых, важно не только молиться им, но и подражать их жизни, потому что одного без другого недостаточно, чтобы и нам самим восходить от святости как призвания к действительной личной святости. Аминь».