День четвертый.
Позавтракав и взяв с собой сухпаек (пакет с бутылкой воды, огурцом, кусочком хлеба и яблоком), потому что обеды не предусмотрены, мы выехали в Хеврон. В этом городе находится одна из главнейших мусульманских и иудейских святынь – гробница праотцев (пещера Махпела), где погребены Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ревекка и Лия.
В пятницу, когда происходит намаз, в Махпелу не пускают. Поэтому мы посетили только участок нашей Русской духовной миссии с Троицким храмом. Именно здесь, у Мамврийского дуба, было явление Святой Троицы праотцу Аврааму. Конечно, сам дуб давно высох, но рядом растет небольшое деревце. Все активно фотографировались. Иногда у меня складывается впечатление, что мы посещаем знаковые места лишь для того, чтобы запечатлеть себя там в моменте.
Сейчас дуб огорожен решеткой и поверху натянута колючая проволока. Протодиакон Андрей прочитал из Ветхого Завета отрывок о явлении Аврааму Святой Троицы в виде трех странников.
Я воздержался от покупки у араба-дедушки свежих желудей и коры от давно высохшего библейского дерева.
Возвращаясь к себе в Горний, мы посетили в западной части Иерусалима монастырь праведного Симеона Богоприимца, построенный на месте его дома. После чтения Евангелия, повествующем о встрече праведным Симеоном Богомладенца Христа в Иерусалимском храме, мы приложились к его гробнице. Пели «Ныне отпущаеши».
День пятый.
Выходя утром к автобусу, мы увидели как бы осенний туман, накрывший Иерусалим и всю окрестность. Это хамсин – ветер, который дует с пустыни и разносит повсюду в воздухе мелкую песочную пыль. К счастью, ни у кого из группы это не вызвало аллергию.
Первым местом нашего посещения стала Вифания. Здесь Господь воскресил праведного Лазаря. Мы спустились в ту самую гробницу, вырубленную в скале, где четыре дня лежало тело умершего Лазаря. Не все смогли протиснуться в нижнюю часть могилы, слишком тесный вход. Интересное чувство испытываешь, когда находишься в местах, где происходили события из Евангелия. Святой проповедовал на Кипре, поэтому его мощи находятся сейчас там.
Затем паломники отправились на Елеонскую гору, или, как ее еще называют, Масличную. Здесь всегда росло много оливковых деревьев, из которых изготавливали масло.
Мы посетили храм Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, где приложились к Её гробнице. Помолившись у Иерусалимской Гефсиманской иконы Божией Матери, я услышал от отца Евгения Шогенова рассказ о том, что преподобному Паисию Святогорцу являлась Божия Матерь. Его спросили, на какую из Её икон Она больше всего похожа, старец ответил: на Иерусалимский образ.
Именно в Гефсиманском саду Господь молился о том, чтобы миновала Его чаша страданий; здесь же произошло предательство Иуды и взятие Господа под стражу. Мы прочитали евангельский отрывок об этих событиях и зашли в католический храм Всех Наций, чтобы приложиться к камню, на котором молился Христос во время Своей Гефсиманской молитвы.
После группа направилась к месту Вознесения Спасителя, где стоит небольшая часовня, и в ней, согласно преданию, хранится камень с отпечатком стопы Иисуса Христа. Мы с молитвой приложились к этой святыне. Еще один камень находится в здании Иерусалимской Патриархии.
На горе также расположены два монастыря Русской Зарубежной Церкви. Первый — в честь святой Марии Магдалины в Гефсимании. В нем покоятся мощи преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, которые привозили в Россию в 2004 году.
Второй — женский монастырь в честь Вознесения Господня. Здесь в храме обители погребен четвертый начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин).
Мне как настоятелю храма Иоанна Предтечи было особенно радостно побывать на месте второго обретения главы Иоанна Крестителя, над которым построена в обители часовня.
Игумения Юдифь предложила владыке Варсонофию и всему духовенству угощение в трапезной, а остальным паломникам – насладиться прекрасным видом на Иерусалим, поднявшись на колокольню —- «русскую свечу».
В этот же день в Троицком соборе Миссии в 17:00 мы молились на за всенощной накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
После помазания уехали в Горний готовиться к ночной службе. Из окна автобуса было интересно наблюдать за одеждой ортодоксальных иудеев, которые после окончания шаббата вышли на улицу.